Дистанционные медосмотры по всей РФ
Блог

Законность дистанционных медосмотров: что говорит российское законодательство?

Вопрос о том, законны ли дистанционные предрейсовые осмотры водителей, интересует всех владельцев бизнеса, которые содержат собственный автопарк. Стоит уточнить, какие нормативные документы регулируют прохождение медицинского освидетельствования для водителей, в каких случаях процедура может проходить дистанционно. Владельцам компаний, планирующим перейти на использование телемедицинской техники, стоит помнить о рисках, связанных с таким способом освидетельствования. Избежать распространенных ошибок и взысканий не сложно, если организовать процесс правильно.

Нормативная база традиционных профосмотров

Основным документом, который регламентирует медицинские осмотры для водителей, является Федеральный закон от 10.12.1995 №196. В нем утверждено, что медицинское освидетельствование обязательно, служит для определения противопоказаний к выполнению рабочих задач. Проводить дистанционный медосмотр закон не запрещает, организация вправе самостоятельно определить, пользоваться ли услугами сторонних медцентров, содержать собственный персонал или использовать удаленную форму осмотра.
Вторым из ключевых нормативных документов является Федеральный закон от 21.11.2011 №323. В нем обозначено, что предсменные, предрейсовые освидетельствования являются обязательными. Они направлены на выявление неблагоприятных производственных факторов, проблем со здоровьем, которые препятствуют выполнению трудовых обязанностей.
Уточнить последовательность проведения осмотра позволяет приказ Минздрава РФ от 30.05.2023 №266н. Состав сведений, которые необходимо указывать в отчетной документации, а также правила оформления путевого листа можно уточнить в приказе Минтранса РФ от 28.09.2022 №390.
Эти документы подтверждают законность удаленных медосмотров, определяют порядок их организации. Оценка состояния здоровья водителя перед рейсом – обязательная процедура, утвержденная законодательно. За нарушение порядка предусмотрены административные, должностные, уголовные взыскания.

Понятие дистанционных медосмотров

Важно уточнить, что представляют собой дистанционные медицинские осмотры (ДМО), чем отличаются от освидетельствования, проводимого по классической схеме. Любой ДМО – это оценка состояния здоровья, которая проходит без непосредственного участия медицинского работника.
В качестве ключевого компонента таких осмотров выступает специальный программно-аппаратный комплекс (ПАК). Он относится к категории медицинского оборудования, обязательно проходит государственную регистрацию, позволяет оценивать важнейшие показатели физического состояния. Осмотры, проводимые с использованием ПАК, могут быть различными в зависимости от цели:
  • предрейсовые (предсменные) – проходят в начале рабочего дня (смены);
  • текущие (внутрисменные) – проводятся в любой период рабочего дня;
  • послерейсовые (послесменные) – необходимы для оценки показателей здоровья после завершения рабочей смены.
Все этапы процедуры сотрудник проходит самостоятельно, но благодаря телемедицинской технике осмотр идет с удаленным сопровождением медика. Именно он дает заключение о состоянии здоровья водителя, принимает решение о выдаче разрешительного документа на осуществление профессиональной деятельности.
В отличие от классического освидетельствования, дистанционные предрейсовые осмотры проходят без непосредственного участия медицинского работника. Водителю не нужно посещать медицинский центр или кабинет медсестры, который содержит организация. Для установки и эксплуатации телемедицинского оборудования подходит любое помещение, оборудованное электричеством и подключением к интернету.

Правовая основа дистанционных осмотров

Порядок организации, проведения, составления отчетной документации для ДМО регулируется такими же нормативными документами, как и очные медосмотры. В качестве основных нормативных документов используют ФЗ от 29.12.2022 № 629 и Постановление Правительства РФ от 30.05.2023 № 866.
В постановлении отмечена возможность организации медицинского освидетельствования с применением телемедицинского оборудования, прошедшего регистрацию в Росреестре и удовлетворяющего законодательству РФ. Медицинская техника, которая обеспечивает дистанционную передачу информации о состоянии здоровья, обязательно проходит лицензирование. Без наличия документов, подтверждающих регистрацию техники как медицинского оборудования, эксплуатировать ее нельзя.
Проводить дистанционный предрейсовый медосмотр следует в соответствии с порядком, который изложен в приказе Министерства здравоохранения РФ от 30.05.2023 № 266н. В документе указана периодичность, с которой должны проводиться предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые осмотры. Также указан порядок организации дистанционного освидетельствования, которое проходит в течение рабочей смены. В приказе обозначен перечень показателей, которые следует отразить в исследовании.
За нарушение норм закона владельцам бизнеса и водителям, пренебрегающим прохождением осмотра, грозит административное взыскание в форме штрафа. Для руководителей и должностных лиц, ответственных за организацию осмотра, размер штрафа может достигать 400 000 рублей. Если оценка состояния здоровья водителя была проведена неверно, и это повлекло аварию, гибель сотрудника, ответственному должностному лицу грозит уголовная ответственность по статье 143 УК РФ с возможностью лишения свободы сроком до двух лет.

Юридические риски и как их избежать

Организация, которая проводит дистанционные предрейсовые осмотры водителей, несет определенные юридические риски. Большинство из них не исключает и очная форма медицинского освидетельствования, распространенные нарушения связаны с ошибками оформления журнала, отчетных документов.
Организатор и исполнитель осмотра несут ответственность за достоверность, полноту предоставления данных. Протокол исследования для каждого сотрудника формируется и передается в электронный журнал автоматически, чтобы избежать рисков ошибок, ответственные лица на предприятии должны контролировать процесс заполнения журнала. Такая проверка позволяет исключить ошибки, возможные неточности передачи данных. Другие риски ДМО:
  • административная ответственность водителя за прохождение осмотра;
  • допуск к управлению транспортом водителя, показания здоровья которого не являются удовлетворительными;
  • нарушение порядка проведения медицинского освидетельствования.
Ошибки, связанные с измерением показателей и заполнением электронного журнала при использовании ПАК минимальны, но и они нуждаются в регулярном контроле. Если в случае проверки в журнале будут обнаружены «пробелы» или ошибочные сведения, это может повлечь для организации крупное денежное взыскание (штраф в размере до 400 тыс. руб.), решение о приостановке деятельности.
Должностным лицам нарушения грозят взысканием в форме выговора, отстранения от должности. Чтобы избежать рисков, связанных с недобросовестным отношением водителей к прохождению осмотра, руководство организации должно информировать сотрудников о порядке прохождения ДМО, а также последствиях, которые может повлечь его нарушение.

Заключение

Как и очная форма медицинского освидетельствования, дистанционные предрейсовые медицинские осмотры для водителей полностью удовлетворяют требованиям закона. Это подтверждает соответствующее постановление Правительства РФ, Федеральный закон, приказ Министерства здравоохранения. Нормативных документов достаточно не только для определения законности мероприятия, но и для уточнения порядка его организации, представления полученных данных. Дистанционная форма осмотра предполагает некоторые юридические риски, которых при грамотном отслеживании и профилактике можно избежать.