Если у компании есть автомобили, то проведение предрейсовых осмотров водителей – обязанность владельца бизнеса. Не делать этого нельзя. Такое требование закреплено в законе, и руководитель несет за это личную ответственность (вплоть до штрафов и уголовных дел).
Главные законы, которые это регулируют:
- Закон №196-ФЗ (О безопасности дорожного движения);
- Закон №323-ФЗ (Об охране здоровья);
- Приказ Минздрава №266н от 30.05.2023 (Новые правила проведения осмотров).
Проблема в том, что организовать этот процесс непросто. Как сделать все по закону и при этом не потратить лишнего?
В этой статье мы разберем все способы организации медосмотров. Сравним, какой вариант выгоднее, проще и быстрее. Выясним, каким должно быть оснащение кабинета для предрейсового осмотра, чтобы не было проблем с проверками.
Три пути организации медосмотров: какой выбрать?
Организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров – хлопотная задача для любого автопарка. Перед руководителем стоит выбор: инвестировать в собственный кабинет, зависеть от внешней клиники или использовать современные технологии?
Свой медицинский кабинет на предприятии
Это «классика», но требует огромных усилий и денег. Придется получать медицинскую лицензию – а это долгий и трудный процесс с проверками.
Требования для кабинета предрейсового осмотра:
- Помещение. Отдельная комната площадью минимум 12 кв. м. с горячей и холодной водой, канализацией и отоплением. Стены и пол должны легко мыться.
- Оборудование. Купить и постоянно обслуживать тонометры, термометры, алкотестеры с поверкой, тесты на наркотики и прочее.
- Персонал. Нанять дипломированного медика и отправить его на дополнительное обучение.
Свой медицинский кабинет на предприятии – очень дорого на старте, требует постоянных расходов на зарплату и содержание. Подходит только очень крупным автопаркам.
Договор с медицинской организацией
Самый простой способ организовать предрейсовые медосмотры – заключить договор с ближайшей клиникой. Водители каждый день едут в поликлинику, проходят там осмотр, получают допуск и возвращаются на базу, чтобы начать рейс.
Плюс этого варианта в том, что не нужно получать медицинскую лицензию и содержать свой кабинет; вся ответственность за законность и качество осмотра ложится на медучреждение. Однако на практике много серьезных недостатков. Во-первых, это потери времени и денег: водители тратят время и топливо на дорогу туда-обратно. Во-вторых, возникает эффект «нулевого километра»: путевой лист начинается с момента выезда из клиники, а не с базы, что означает, что организация платит за лишний холостой пробег. В-третьих, есть зависимость от графика работы клиники. Если у компании есть ночные, ранние или поздние рейсы, этот вариант становится невозможным, так как большинство клиник не работают круглосуточно.
В итоге, хотя и снимается вопрос лицензирования, этот способ создает проблемы с операционной эффективностью и увеличивает расходы на логистику и рабочее время.
Дистанционные осмотры
Самый современный и гибкий вариант, который разрешен законом. ). Принцип работы заключается в следующем: предприятие устанавливает специальный терминал прямо на своей базе. Водитель самостоятельно идентифицируется на устройстве, измеряет давление, пульс и проходит тест на алкоголь с помощью встроенного алкотестера. Полученные данные и видео осмотра отправляются через интернет медработнику для принятия решения о выпуске водителя на рейс.
У этого подхода есть несколько преимуществ:
- На месте. Осмотр занимает всего около 2 минут и проводится непосредственно на территории базы. Это устраняет потери времени водителей на поездки и исключает эффект «нулевого километра».
- Не нужен полноценный кабинет. Для установки терминала достаточно выделить стол или отдельное помещение площадью около 5 м2. Это гораздо проще, чем организовывать полноценный медицинский кабинет на 12 м2 с коммуникациями.
- Не нужна лицензия и персонал. Предприятие не нанимает штатного врача и не получает медицинскую лицензию. Оно просто арендует услугу у компании-провайдера, которая уже имеет разрешение, медицинский персонал и оборудование.
Дистанционный осмотр является самым недорогим, быстрым и удобным способом организации медосмотров. Он подходит почти для всех компаний и позволяет работать по любому графику, включая ночные и ранние рейсы. Правовая база для данного метода установлена Федеральными законами № 196-ФЗ и № 323-ФЗ, а детальный порядок проведения таких осмотров утверждён Приказом Минздрава России от 15.12.2023 № 298н (вступил в силу с 1 сентября 2024 года).
Сравнительный анализ
Чтобы выбрать оптимальный способ организации предрейсовых осмотров, приводим сравнительную таблицу ключевых параметров для каждого из трех вариантов:
Если свой кабинет требует максимальных инвестиций и постоянных расходов, а договор с клиникой приводит к операционным потерям из-за логистики, то дистанционный осмотр предлагает оптимальный баланс между легальностью, круглосуточной доступностью и контролем расходов.
Как выбрать оптимальный вариант и с чего начать?
После детального сравнения трех методов организации предрейсовых осмотров, для руководителей становится очевидным, какой путь наиболее эффективный.
Собственный кабинет для предрейсового осмотра водителей требует колоссальных первоначальных вложений, сложного лицензирования и высоких постоянных расходов на содержание персонала и помещения. Договор с клиникой, хоть и прост в оформлении, порождает серьезные логистические проблемы, приводит к неэффективному расходованию рабочего времени водителей и топлива из-за «нулевого километра», а также ограничивает работу предприятия часами работы клиники.
Таким образом, дистанционный формат предрейсовых осмотров выступает как «золотая середина», сочетающая соблюдение требований закона (включая Приказ Минздрава № 298н), экономию ресурсов и максимальное удобство.
Выбор оптимального решения сводится к следующему:
- Крупным компаниям с собственными медицинскими службами и дневным режимом работы может подойти свой кабинет, при условии готовности к большим тратам.
- Мелким предприятиям с небольшим количеством рейсов в дневное время, возможно, подойдет договор с клиникой, если они готовы мириться с временными и логистическими потерями.
- Всем остальным (особенно тем, кто работает в режиме 24/7, ценит время и стремится к минимизации затрат) лучше рассмотреть дистанционный осмотр.
Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант и начать внедрение, руководителям рекомендуется оценить применимость дистанционных осмотров именно для своего автопарка. Необходимо учесть график работы, количество водителей и наличие подходящего помещения для установки терминала (даже небольшого уголка). Стоит также рассчитать точную стоимость внедрения системы дистанционного осмотра, включая абонентскую плату за сервис или покупку оборудования для кабинета предрейсовых осмотров водителей. Это поможет наглядно сравнить будущие расходы с текущими затратами на зарплату штатного медика или оплату услуг клиники.