Оглавление
Дистанционный медицинский осмотр водителей перед выходом в рейс – обязательная процедура, проводимая с применением телемедицинских технологий. Она позволяет провести проверку состояния водителя с помощью специального терминала - без поездки в медцентр или оснащения медкабинета на предприятии, заключение о допуске к рейсу выдается удаленным медиком на основании полученных показателей здоровья. . Если за руль сядет человек в неадекватном состоянии (больной, уставший, пьяный), это приведет к ДТП, травмам людей, повреждению транспорта, серьезным убыткам и штрафам. Работа водителя требует выносливости, концентрации внимания, способности быстро реагировать и переключаться, поэтому его самочувствие – ключевой фактор для качества и безопасности труда.
Категории сотрудников, которые обязаны проходить дистанционные предрейсовые осмотры
Дистанционную проверку проходят все водители, занятые перевозкой грузов или пассажиров, за исключением случаев, когда законодательством установлены ограничения на использование дистанционного формата.
Задача этой процедуры – удалённая оценка самочувствия и состояния водителя с использованием телемедицинских технологий и сертифицированного оборудования, данные с которого передаются медицинскому работнику. Руководитель должен быть уверен, что состояние шофёра не представляет угрозы на дороге и не приведет к штрафам или проблемам с законом для работодателя.
Такая проверка снижает до минимума риски ухудшения здоровья в пути, временной потери трудоспособности, а также предупреждает развитие хронических профессиональных заболеваний.
Кто должен проходить предрейсовые медосмотры:
- Шофёры грузового транспорта, осуществляющие перевозки всех типов, за исключением перевозок опасных грузов (для них дистанционный формат не применяется). Проверку проходят сотрудники, занятые транспортировкой товаров для коммерческой деятельности (службы доставки, транспортные компании), а также водители, перевозящие грузы для собственных нужд предприятия (сырьё, оборудование и т.д.).
- Водители пассажирского транспорта, работающие на внутренних маршрутах. Для городских и пригородных перевозок (не далее 300 км) дистанционный формат допустим и удобен. Однако для междугородних рейсов и перевозки организованных групп детей дистанционные осмотры не применяются, так как требуется традиционная проверка с непосредственным участием медицинского специалиста.
- Шофёры служебного транспорта, включая легковые автомобили. Водители, доставляющие руководство, персонал, ремонтные бригады и др., также обязаны проходить дистанционную проверку перед началом смены.
- Водители на временной работе, «в аренде», которых задействовали для работы на служебном транспорте. Такой подход часто практикуют службы такси, для них обследование является обязательным пунктом.
- Операторы спецтехники. К этой категории относится управление экскаваторами, бульдозерами, погрузчиками. Диагностику проходят все операторы, которые работают внутри строительной площадки, на территории предприятия, склада или выезжают за его пределы.
На обязательность медицинской проверки не влияет вид машины (легковая, грузовая, строительная, сельскохозяйственная техника), стаж водителя, маршрут его перемещения. Форма предприятия (юридическое лицо - компания, индивидуальный предприниматель) также не имеет значения.
Кто не обязан проходить осмотр перед рейсом?
Дистанционный предрейсовый осмотр не проводится, если человек использует личный транспорт в личных целях. Также он не требуется для работников, не управляющих транспортом (например, механиков, мойщиков, специалистов по обслуживанию авто).
Для экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная охрана, службы спасения и охраны) дистанционный формат, как правило, не применяется, так как водители этих подразделений проходят медосмотр перед заступлением на смену в установленном порядке.
То же касается водителей оперативных и военных подразделений, а также федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена служба с использованием спецтранспорта.
Почему важно проходить дистанционные медосмотры перед рейсом?
Если в штате предприятия есть лица, которые занимаются перемещением пассажиров или груза, ответственность за любые проблемы несет не только шофер, но и руководство компании. Обязанность организации – принимать меры, чтобы предотвратить опасные ситуации во время выполнения работы. Один из способов минимизировать риски и связанные с ними убытки – это организовать проведение дистанционных медосмотров перед рейсами, после которого принимается решение допускать или не допускать шофера к работе. Если проигнорировать медосмотр или не контролировать его добросовестное проведение, для компании это обернется серьезными проблемами:
- Административные штрафы. Основной карательный механизм для руководства – это штрафы. Сумма зависит от вида нарушения и распространяется на должностных лиц и на компанию. За несоблюдение порядка освидетельствования перед рейсами штрафы ниже, чем за допуск на рейс водителя в состоянии алкогольного опьянения (до 100 тыс. руб.), поскольку это чревато серьезными авариями. Для компании сумма взысканий всегда выше, чем персонально с должностного лица.
- ДТП. Если водитель не прошел осмотр и из-за этого попал в аварию, он лишается юридической защиты, ведь его состояние здоровья нигде не зафиксировано, доказать невиновность будет сложно. Это приведет к проблемам со страховой компанией, отказу в выплате возмещения. За нарушение также предписаны штрафы, а при тяжелых последствиях возможна уголовная ответственность, поскольку будет назначено расследование для определения ответственных лиц. Это не говоря о серьезных убытках для предприятия, связанных с ремонтом машины, длительной нетрудоспособностью водителя, выплатах пострадавшим.
- Обнаружения нарушений при проверке. Поскольку отметка о прохождении медосмотра проставляется в путевом листе, то эти документы могут проверить сотрудники ГИБДД на дороге. Если будут выявлены нарушения, отметка отсутствует, это грозит штрафами, простоями. Регулярные проверки предприятиям устраивают и другие организации, в т.ч. по охране труда. Любые нарушения чреваты штрафами, предписаниями и учащением проверок.
Если шофер игнорирует прохождение освидетельствования, диспетчер или руководитель автопарка предприятия не должен его пускать в рейс, ведь даже без аварии и пострадавших это грозит штрафными санкциями. Все это стимулирует работодателя добросовестно проводить медицинскиое осмотры для персонала, тем более что сейчас их можно организовать в т.ч. с применением телемедицины. По сравнению со штрафами и другими рисками организация проверок обходится недорого, зато такая профилактическая мера гарантирует, что за руль сядет трудоспособный, трезвый и адекватный человек.
Как организовать дистанционный предрейсовый осмотр
Современные телемедицинские решения позволяют проводить предрейсовые медосмотры в дистанционном формате с участием медицинского работника.
Для этого на предприятии устанавливается телемедицинский пост или терминал, оснащенный алкотестером, тонометром, термометром, камерой и средствами связи.
Водитель проходит идентификацию регистрацию, проводит измерения при помощи специального аппарата после чего их результаты передаются медработнику. Медработник проверяет данные, при необходимости задает уточняющие вопросы и принимает решение о допуске.
Основные преимущества дистанционного формата:
- экономия времени за счёт отсутствия поездок в медпункт;
- возможность проведения проверки в любое время суток;
- контроль со стороны квалифицированного медицинского персонала;
- надежная фиксация всех данных в электронном виде;
- возможность организации осмотров даже в удалённых подразделениях и филиалах.
Грамотно организованный и проведенный удаленный медосмотр водителя перед рейсом гарантирует безопасность ему, пассажиру, грузу и всем участникам на дороге. Для предприятия – это снижение затрат за счет устранения простоев, опасных ситуаций, штрафов со стороны госорганов. Для большинства организаций внедрение дистанционной формы — удобный, законный и эффективный способ проверки состояния водителей перед рейсом.